xmgallery.ru  /  КОЛЛЕКЦИЯ  
НА ГЛАВНУЮ
ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
КОЛЛЕКЦИЯ
ВЫСТАВКИ
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
АФИША
ПОСЕТИТЕЛЯМ
 
 


 
КОЛЛЕКЦИЯ  
Коллекция Фонда поколений включает в себя более 500 экспонатов и состоит из разделов древнерусского искусства, русской живописи, графики, гравюры, декоративно-прикладного искусства и скульптуры. Наиболее значительным по составу является раздел искусства XVIII-XX веков...

Формирование художественного собрания Фонда поколений Югры началось в 1996 году в рамках программы "Раритеты и художественные ценности". Формирование коллекции Галереи происходило при участии известных специалистов, экспертов в области изобразительного искусства. Специально созданную экспертно-закупочную комиссию возглавил академик Н.В.Мальцев, который уже много лет является сотрудником Русского музея. Поиск и приобретение произведений велись не только в России, но в зарубежных антикварных галереях, частных собраниях и на аукционах (в том числе "Сотбис" и "Кристис"). В коллекции представлены пейзажи, портреты, исторические картины в исполнении крупнейших русских художников.

«…Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум раба твоего, и руки его направи…». Это слова из молитвы, которую следовало прочесть изографу (иконописцу), перед тем, как приступить к работе. Считалось, что только праведный человек может писать святой образ. Стремясь к чистоте душевной, художник обязан был и хорошо владеть ремеслом. Царь Алексей Михайлович даже издал в 1668 году указ о запрете «на неискусное иконное художество». 

«Аз есмь в чину учимых и учащих мя требую» - Слова, которые Петр I повелел вырезать на печати в свою первую поездку за границу. «Хорошо перенимать у французов науки и художества, и я бы хотел видеть это у себя…» - из письма Петра 1717 года. Петр I начал отправлять людей за границу – учиться наукам, ремеслу и искусствам. Одновременно приглашались и иностранные мастера. И, хотя в XVII столетии уже появился намек на светскую живопись (парсуны), настоящее свое развитие она получила лишь в петровскую эпоху. 

В собрании представлены оригинальные графические произведения, выполненные в разных жанрах и техниках. Термин «графика» имеет греческий корень (графо — пишу, черчу), от него произошло и название основного инструмента — «грифель». Графические средства — это штрих, контурная линия, светотень, роль цвета здесь ограничена, а цветовую гамму определяет подчас сам материал (черный мел, сангина, бистр, соус и др.). Нередко художник, используя традиционную графическую технику карандаша на бумаге или картоне, прибегает к помощи акварели, белил или темперы. Такая техника называется смешанной. 

Традиция русского гравировального искусства восходит к мастерам Оружейной палаты Московского Кремля XVII в. и активно развивается в петровское время. Это гравюры, которые принято называть оригинальными: то есть они не воспроизводили известные живописные оригиналы, а были созданы только и именно как гравюры. В 1759 г. при Академии художеств был открыт гравировальный класс. Преподавал там Г.-Ф. Шмидт, исполнивший многие портреты и воспитавший замечательных русских мастеров. Главное имя среди них - Е.П. Чемесов. В 1799 г. был создан граверно-ландшафтный класс.
 

В небольшом разделе станковой скульптуры имеются произведения XVIII, XIX и XX вв. Здесь есть работы в жанре портрета, анималистики и культовая скульптура. Представлены разные материалы (бронза и чугун, мрамор, дерево, керамика) и техники обработки, позволяющие скульптору создать пластически выразительный художественный образ. 

В разделе русского декоративно-прикладного искусства художественной галереи в основном представлено косторезное искусство двух ведущих центров России: Архангельска и Тобольска. Здесь собраны изделия традиционного народного художественного промысла XVIII–XX вв.: ларцы, шкатулки, плакетки, косторезные иконы, мелкая пластика.